Миша Гулько (dobriifin) wrote,
Миша Гулько
dobriifin

Category:

Випассана

Выписался из Индусской Больнички - Випассана закончилась. Коснусь основных для меня мыслей по этому поводу:


Что не понравилось:

Для начала - немного информации - Випассана - одно из направлений в Буддизме, практикующееся в основном в Бирме, Тайланде и на Шри-Ланке. Гоенка (техника випассаны которого сейчас начинает распространяться за пределами этих стран) утверждает, что истинная випассана, в своём первозданом виде, идущая прямиком от Будды, ранее была известна и практиковалась только в Бирме. И даже в Бирме, насколько я понимаю, это не доминирующий буддизм.

Гоенка - первый кто вынес випассану за пределы Бирмы - в начале в Индию, затем в Амерку и, далее - распространяет её по всему миру.

Гоенка является гуру в полном смысле этого слова - он является носителем учения, именно его дисскурс предоставляется ученикам - каждый вечер, в течении полутора часов, Гоенка, посредством телевизора, вещает сотням учеников. Его слова идут напрямую - без участия посредников. Есть прорчество, что через 2500 лет после проповедей Гаутамы "истинное учение" - випассана, распространится по миру. И сейчас как раз исход этих 2500 лет и, возможно, что именно Гоенка является этим Просветителем.

Каждый вечер, в конце лекции, ученики (по собственному желанию, и желающих большинство) трижды произносят "садху, садху, садху" (аналог "аминь"), а потом, молитвенно складывая руки, трижды кланяются телевизору.


Только что, пока писал, искал ссылки на объяснение различных терминов, и нашёл очень хорошую статью - процитирую (выборочно) несколько основных аспектов нашедших отклик и у меня:



"...*) Утверждается что причина, по которой сознанию свойственно желать и испытывать отвращение, передается в цикле перерождений, и может потребоваться множество жизней, чтобы от нее избавиться, практикуя Випассану. (Непроверяемое верование)

*)
Утверждается что любой чувственный или относительный опыт в жизни, будучи воспринимаем как приятный, ведёт к приятным телесным ощущениям, и наоборот. Далее на эти ощущения человек реагирует с приязнью или отторжением, соответственно, на уровне подсознания.(Предположение свойственное исключительно традиции Випассаны от Гоенки)

*)
Утверждается что эта техника Випассаны была частью всех религиозных традиций, но была утрачена и забыта с годами. Она была заново открыта Гаутамой Сиддхартхой (около 500г. до н.э.) и далее поддерживалась в первозданной чистоте несколькими людьми в Бирме. (Непроверяемое, и, скорее всего, неверное утверждение)

*) Буддистские формальности и практики используются совершенно явно. Начиная с прибежища в тройной драгоценности, важного Буддистского ритуала, до распевания обетов на Пали, просьб обучить технике медитации, и пения Садху Садху Садху после Бхавату Саббэ Мангалам...

*) Поддерживаемое в ритритах употребление слова Дхамма (обозначающего некую нематериальную сущность) является достаточно сильным призывом для людей распространять этот мем. Не смотря на то, что в лекциях ритрита многократно упоминается, что слово Дхамма означает лишь законы природы и свойство реальности, на самом деле, слово Дхамма имеет вполне определённое значение в Буддистской традиции. Оно означает четыре благородных истины и восьмеричный благородный путь (например, можно посмотреть главу Дхамманупассана (т.е. осознание Дхаммы) в лекции Махасаттипатхана Суттам). Достаточно неостроумно давать особенное значение слову Дхамма в лекциях, а потом на девятый и десятый дни ритрита распевать "Пусть Дхамма проникнет в каждого человека и каждый атом этого мира." Потому как, если Дхамма -- это закон природы, то он и так уже распространён по всему миру.

*) Гоенка делает значительное ударение на поддержании чистоты техники и практики. Учителя и опытные ученики настоятельно предостерегаются от следования другим практикам и техникам под страхом навредить или загрязнить технику Випассаны, и это распространяется на мельчайшие аспекты практики. Учителей наставляют проигрывать аудио- и видео- записи Гоенки, и чётко просят не вступать в обсуждения техники или распространять технику по своему усмотрению. В сообществе Випассаны известны несколько историй о том, как учителя или ученики были "отстранены" от преподавания и ритритов за практикование Рейки и других ориентированных на вибрации новомодных практик.

*) Випассана искусно преподносится, как истинный путь к освобождению. Все остальные практики и философии описываются, как неполные, как игры ума или как отдалённое эхо самой Випассаны. Благодаря особенному значению и обоснованию бесстрастного наблюдения за телесными ощущениями, другие техники рассматриваются, как способные затронуть лишь верхние слои сознания, в то же время утверждается, что Випассана способна изменить и слои подсознания. Многие учителя среди современников Гоенки тонко низвергаются, особенно Мохан Раджниш, чей гараж личных Роллс Ройсов и отсутствие строгой позиции о морали иронично и неявно упоминаются в лекциях Гоенки.

*) Гоенка, учителя Випассаны и старые ученики явно ассоциируют себя с техникой и связанными с ней терминами (Дхамма, Санкара, Мангал) и фразеологией. По словам самого Гоенки, примерно через год практики, ежедневная медитация становится необходимой человеку, и её пропуск ощущается, как дискомфорт (отличительный признак мемов, вызывающих привыкание).
(-про это ничего не знаю - сам не слышал и, пока что, естественно, не испытывал :)

*) Голос Гоенки во время его песнопений отличается от его обычного голоса, для чего используется сильная реверберация (звучащая, как журчание) и низко-частотное гудение. Вначале многие люди испытывают дискомфорт от звука этого голоса -- настолько он необычен (во время лекций он говорит обычным голосом), но мемы становятся сильнее, действуя через свою исключительность, и часто множество хороших качеств приписывается вещам, которые кажутся странными. Повторение различных фраз и предложений (в начале и конце каждой медитационной сессии) становится ритуальным, несмотря на лучшие намерения, заявляемые Гоенкой.

*) Создание новых символов и сообществ набирает обороты в кругах Випассаны. Именование каждого медитационного центра на языке Пали с использованием в каждом таком названии слова Дхамма, создание огромной золотой пагоды-медитационного центра около Мумбая (называемой Глобальной Пагодой), как символа возрождения Випассаны и Буддизма в Индии, формирование специальных колоний постоянного проживания рядом с Игадпури для медитаторов Випассаны, которые хотят жить вместе, специальные новостные рассылки и семинары, включающие объявления, поэзию, и отзывы и рекомендации медитаторов, верификационистские исследовательские статьи (не содержащие проверяемых утверждений) и тд. -- всё это свидетельствует о том, что Випассана постепенно выстраивает себя не только как медитационная техника, но и как широкая идея и сообщество людей.

*) Как и в других культах, учеников не так активно просят вносить пожертвования, как могли бы. Это делается более искусно. В последний день студентов просят внести столько денег на их усмотрение, сколько будет достаточно, чтобы и другие люди также смогли пройти курс Випассаны. Если бы это было всё, что говорилось по этому поводу, было бы очень здорово. Однако, потом ученикам объясняют, что этот взнос они должны рассматривать не как плату за курс, а как "доброе дело", которое повлечёт улучшение их кармы... При этом им в явной форме говорится, что это (распространение Дхаммы) -- лучшее применение их деньгам.

*) ...Cодержание лекций делает их привлекательными для учеников (они содержат много шуток, анекдотов и историй), и идеи, которые в этих лекциях преподносятся, легко впитываются податливыми умами учеников. Различные вопросы, рассматриваемые в лекциях, тщательно выверены, в зависимости от дня ритрита, чтобы иметь максимальный эффект...
Но лекции объясняют не только саму технику. Помимо этого в них описываются многие Буддистские концепции и идеологии, включая отвращение к телесному, безвременное и бесформенное состояние блаженства, четыре типа просветлённых существ и тд.



- Интересующиеся могут прочесть статью целиком. Я не согласен со всем, что там написано. Но полностью согласен с изложеным выше (я процитировал только то, что видел или испытал сам). Лично мне это всё супер-супер мешало.


Но самое главное это то, что все эти религиозные аспекты постоянно пытаются замаскировать под "науку". Гоенка постоянно, постоянно, постоянно утверждает - "эта техника не имеет ничего общего с религией. Это наука, наука, наука". При этом все признаки религиозной секты (по определению) - налицо.

Спрашивается - зачем маскировать религиозную практику под "науку"? Зачем врать, если положительные качества практики настолько очевидны? И если нам врут хотя бы в чём-то - то где гарантии что нам не врут во всём остальном?

Считаю ли я при этом, что Гоенка врёт осознанно, из каких-либо корыстных или же злонамеренных побуждений? - у меня нет для этого никаких оснований. Я скорее склоняюсь к мысли что он и сам является фанатичным человеком, мыслящим не в полне рационально (в общепринятом понимании этого слова).




Теперь что понравилось:

Сама техника!

Очень очень и очень интересные физические ощущения и сам принцип работы с ними - при всей их силе и необычности учиться сбалансированости в отношении как к приятным так и к неприятным событиям и ощущениям в повседневной жизни.

Реально учишься концентрации. - Для меня это сейчас является важной задачей.

И мне кажется, что если подходить к "дисскурсу" и к остальным религиозным аспектам практики со здоровым критицизмом, то сама по себе медитация может быть очень и очень полезной в попытках приобретения внутреннего баланса.

Лично для меня, невзирая на всё вышесказанное (а всё вышесказанное я реально понимал и ощущал и меня это понимание очень колбасило), этот опыт был всё же более положительный чем отрицательный. И я постараюсь практиковать этот вид медитации дома.



PS кстати - большое спасибо Махрютке за то, что в своё время рассказала и предупредила - БОЛЬШОЕ спасибо :)


Спасибо за внимание :)


Намастэ :)
Tags: Випассана, Лао Цзы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 77 comments